Дополнительная общеразвивающая программа Почемучки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №55 «Пчелка» города Калуги
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБДОУ №55 «Пчелка»
г. Калуги
№341/01-05 от 05.09.2019г.

Дополнительная
общеразвивающая программа

«ПОЧЕМУЧКИ»
социально-гуманитарной направленности
для детей 5-7 лет

1

Содержание

1. Целевой раздел …………………………………………………3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….3-4
2. Содержательный раздел……………………………………….5-7
2.1. Содержание программы …………………………………5
2.2. Учебный план ……………………………………………..5-7
2.3. Перспективное планирование по введению в математику (5-6лет) 9-10
2.4. Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим
миром………………………………………..(5-6 лет) 11-12
2.5. Перспективное планирование по введению в математику (6-7лет) 12-15
2.6. Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим
миром……………………………………………(6-7 лет) 15-17
2.7. Работа с родителями ……………………………………….17
3. Организационный раздел ………………………………………18
3.1. Методическое обеспечение……………………………….25-26
3.2. Диагностический инструментарий…………………..26-57

2

1.1.

I.
Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направление: познавательное развитие
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
Цель: Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка старшего дошкольного возраста, направленное на
становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи:
 Формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
 Формирование учебной мотивации;
 Развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память,
мышление и т.д.);
 Развитие мелкой моторики;
 Развитие творчески активной личности;
 Обращение к эмоциональной сфере ребёнка, обучение навыкам овладения собственным эмоциональным
состоянием.
Возрастной диапазон – 5 -7 лет.
Продолжительность обучения – 2 года.
Количество дней - 2 раза в неделю
Продолжительность занятия – 30 минут.
Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим
направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по
Математике и окружающему миру.
3

3. Развитие умственных способностей.
4. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение
общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
5. Развитие волевой готовности ребенка.
Актуальность: Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых
психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей
учебной деятельности ребёнка, идет активное развитие его познавательных возможностей.
Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не только изменением социальной ситуации
развития и ведущего вида деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной
действительностью. Важно объяснить ребёнку не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном
языке- через игровую и экспериментальную деятельность, приобретающую учебный характер. Потребность ребёнка в
принятии статуса ученика, его активность в процессе познания окружающей действительности, способов
взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками, на наш взгляд, являются одной из основных задач на этапе
подготовки к школьному обучению.
Данная программа направлена на развитие познавательных процессов, навыков коммуникативного общения,
мотивационной сферы. Для дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину окружающего
мира, но и определяет его место в этой действительности. Поэтому важно объяснить ребёнку на доступном языке (через
систему игровой и экспериментальной деятельности) способы приобретения знаний и умений, и их смысл.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий,
позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и
формировать интерес к школьной жизни.

4

Принципы построения программы:








Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
Доброжелательный климат
Недопустимость менторской позиции и порицания
Положительная оценка любого достижения ребенка
Проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста
Занимательность
Наглядность

5

IIСодержательный раздел
2.1 Содержание программы
Программа рассчитана на 8 месяцев, с октября по май. Каждая встреча занимает 1 занятие по 25 минут и 5 минут
перерыв, 2 раза в неделю. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих
видов детской деятельности: познавательной, творческой, двигательной.
2.2. Учебный план
№

1.
2.

Наименование курса

Кол-во
часов
неделю
1
Введение в математику.
1
Ознакомление с окружающим
миром.
Итого:
2

Кол-во часов год
в
32
32
64

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных
способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Формы организации кружка:
 Традиционные
 Комбинированные
 Практические
 Игры

6

Методы:
 Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
 Метод игры (дидактические игры на развитие внимания и памяти, игры-конкурсы)
 Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
 Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
В организации работы использовалась программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» и серия «Рабочие
тетради дошкольников» Особое внимание уделялось развитию логического мышления.
Программа состоит из нескольких блоков:
1. «Я считаю до 10»
2. «Я считаю до 20»
3. Ознакомление с окружающим миром
Работа распределяется по разделам:
 Количество и счет;
 Ознакомление с геометрическими фигурами;
 Определение величины;
 Ориентировка во времени и в пространстве;
 Решение логических задач.
День проведения кружка-вторник, четверг
Время- 16:00
Продолжительность -25-30 мин.

7

Программа состоит из следующих курсов:
 Ознакомление с окружающим миром
 Формирование элементарных математических представлений

Учебно-методическое обеспечение программы:







тетрадь в клетку
счетные палочки
плоскостные модели геометрических фигур
линейка
цветные карандаши
демонстрационный материал

Условия реализации программы





Количество детей в группе – 10-15 человек
Занятия организуются на базе детского сада с октября по май
Временная структура - два раза в неделю
Гигиенические требования по организации обучения детей

1. каждый ребенок обеспечивается удобным рабочим местом, в соответствии с его ростом и состоянием здоровья
2. в группе боковое левостороннее естественное освещение
3. искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям к нему

8

4. во время занятий обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы с целью
профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей
5. перед каждым занятием осуществляется влажная уборка помещения и сквозное проветривание
6. на занятии осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что
соответствует возрастным особенностям дошкольников
Преемственность.
Программа кружка предполагает:
 Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
 Формирование личности ребёнка.
 Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.

9

Первый год обучения (старшая группа).
Особенности детей.
Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т.д. К пятилетнему возрасту все
психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются
зачатки ответственности за порученное дело.Много занятий в данной части программы посвящены осознанию
собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра,
поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.В данном
возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление,
память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словеснологического мышления ( разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений
об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной
ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Учебно - методический план кружковой работы по математике:
№
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование темы
Количество и счет.
Ознакомление с геометрическими фигурами,
Определение величины.
Ориентировка во времени и в пространстве.
Решение логических задач.

Год обучения

2020-2021
2021-2022

Количество часов

Кол-во занятий Кол-во занятий Кол-во занятий Продолжи
в неделю
в месяц
в год
тельность
занятия
1
4
36
20-25 мин
1
4
36
25-30 мин
10

2.3. Календарно - тематическое планирование по
математике (5-6 лет)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14

Название темы
Число и цифра1
Число и цифра 2, знаки «+» и «-»
Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества
предметов с цифро1
Число и цифра 4
Числа и цифры 1,2,3,4,5; состав числа 5 из двух
меньших
Число и цифра 6; состав числа6 из двух меньших
Числа и цифры 4,5,6; знаки «<» и «>», «=»
Числа и цифры 4,5,6; установление соответствия между
числом, цифрой и количеством предметов, загадки
Числа и цифры 1,2,3,4,5,0; знак «-»
Число и цифра6; решение задач, установление
равенства между двумя группами предметов,
соотношение количества предметов с цифрой; знаки «», «<» и «>»
Число и цифра 7; порядковый счет
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7; состав числа 7 из двух
меньших
Числа и цифры 1-8; знаки «+» и «-»
Порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

11

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Решение примеров на сложение и вычитание
Знаки «<»и «>»; порядковый счет
Числа и цифры 1-9
Порядковый счет; сравнение смежных чисел
Число 10
Цифры от 1 до 10; сложение числа 10 из двух меньших
чисел
Решение задачи, соотнесение числа и цифры; знаки «+»
и «-»
Решение задач на сложение и вычитание; порядковый
счет
Решение примеров на сложение и вычитание,
составление числа из двух меньших
Установление соответствия между цифрой и
количеством предметов, знаки «<» и «>»
Решение задач на сложение и вычитание
Решение задач на вычитание, установление
соотношения между числом и цифрой
Решение задачи, порядковый счет
Решение математической загадки, сложение числа 10
из двух меньших
Решение задач
Порядковый счет, решение математической загадки
Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших
Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с
количеством предметов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12

Планируемые результаты освоения программы.









При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных
математических представлений детей
5-6 лет:
Считает (отсчитывает) в пределах 10.
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы:
«Сколько?», «Который по счету?»
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем
наложения или приложения.
Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты,
толщины.
Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство,
неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет
текущий день недели.

13

2.4.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

Название темы
Игрушки
Посуда
Одежда
Головные уборы
Обувь
Мебель
Школьные принадлежности
Электроприборы
Инструменты
Музыкальные инструменты
Спортивные принадлежности
Наземный транспорт
Воздушный транспорт
Водный транспорт
Профессии
Техника
Овощи
Фрукты
Ягоды
Цветы
Деревья
Грибы
Домашние животные
Лесные животные

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Животные Севера
Животные жарких стран
Обитатели моря
Птицы
Домашние птицы
Рыбы
Насекомые
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1

15

Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности представлений об
окружающем мире детей
5-6 лет:
Знать и называть некоторых домашних и диких животных.

Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по
уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно
относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.).

Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.

Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.

Знать название родного поселка, страны, ее столицу.

Называть времена года, отмечать их особенности.

Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года. Знать о значении солнца, воздуха и
воды для человека, животных, растений. Бережно относиться к природе.


16

Второй год обучения
(подготовительная к школе группа).
Особенности детей 6-7 лет.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в
этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств
массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание
дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения
достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы,
антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается
диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный
возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети
осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция
школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного
развития.
Календарно-тематическое планирование по математике
6-7 лет
Количество
Название темы
2.5.

№
п/п
1.

Числа и цифры от 1 до 10; математическая загадка;
знаки «<» и «>»
2. Знаки «=», «=/», «+», «-»; математические задачи
3. Счет по образцу и названному числу; независимость

часов
1
1
1

17

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

числа от пространственного расположения предметов
Знаки «<», «>», «=»; соотнесение количества предметов
с цифрой; состав числа 6 из двух меньших
Соотнесение количества предметов с цифрой;
математическая загадка
Установление соответствия между количеством
предметов и цифрой
Порядковый счет, счет по названному числу: состав
числа из двух меньших
Арифметические задачи, величина, ориентировка в
простарнстве, решение примеров
Цифры от 1 до 10, число 11; логическая задача,
ориентировка во времени
Независимость числа от пространственного
расположения предметов, математическая загадка,
отношение между числами, состав числа из двух
меньших, геометрические фигуры
Число 12
Число13
Решение примеров, знаки «+» и «-», величина
Число 13, решение примеров
Число 14, дни недели, логическая задача
Счет по образцу и названному числу, арифметическая
задача
Число 15
Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача
на анализ и синтез, геометрические фигуры
Число 16 , величина, ориентировка во времени,

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

18

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

логическая задача
Математическая загадка; состав числа 0 из двух
меньших, геометрические фигуры
Число 17
Число 17, состав числа из двух меньших
Число 18, состав числа из двух меньших
Число 18, решение примеров
Число 19, состав числа из двух меньших
Число 19
Число 20; решение примеров, задач
Решение арифметической задачи; решение примеров
Знаки «+», «-»; соотнесение количества предметов с
цифрой
Соотнесение количества предметов с числом; решение
примеров
Соответствие между количеством предметов и цифрой
Задачи – шутки, решение примеров, математические
загадки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19

Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных
математических представлений детей 6-7 лет:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из
множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его
частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими
знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер.
Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину
предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из
малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать
взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

20

Знать:
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из
следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Иметь представление:
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа
2.6.Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
№
п/п
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Название темы
Что относится к природе
Живая и неживая природа
Живая природа
Растительный мир
Растительный мир. Лиственные и хвойные растения
Растительный мир. Травянистые растения
Животный мир. Млекопитающие
Животный ми. Птицы
Животный мир. Рыбы
Животный мир. Земноводные
Животный мир. Пресмыкающие

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.

Насекомые. Паукообразные
Другие представители животного мира
Планета Земля
Космос и солнечная система
Вращение Земли. Смена дня и ночи
Вращение Земли Смена времен года
Наша страна
Материки и океана на планете Земля
Австралия
Антарктида
Северная Америака и Южная Америка
Африка
Евразия
Евразия
Острова
Где находится вода на планете Земля. Ценность воды
для жизни на Земле.
Горы и вулканы
Луна – спутник Земли
Умеет ли Луна светиться. Меняет ли Луна свою форму
Звезды селенной. Созвездия
Планеты солнечной системы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22

Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности представлений об
окружающем мире детей
6-7лет
название страны, столицы, флаг, герб России,
название родного села, города, свой адрес, имя, отчество своих родителей,
различные профессии,
традиции россиян, праздники,
что полезно, что вредно для нашего организма,
что такое рукотворный мир,
что витамины укрепляют наш организм,
что такое время,
историю родного села.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Уметь:

общаться со сверстниками и взрослыми,
 отгадывать загадки,
 понимать друг друга, играть и работать дружно,
 обращаться с животными,
 отличать ядовитые грибы и ягоды,
 ухаживать за домашними животными.
Понимать:

что такое семья, кто является членами семьи,

зачем нужна фамилия,

что все профессии нужны и важны,


23





необходимо помогать людям в беде,
отличие города от деревни,
что человек сам может сберечь своё здоровье.

Также в программу включены задания на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления,
логики, воображения и подготовки руки к письму.
2.7.Работа с родителями
№
п/п
1
2
3
4

Название темы
«Готовность к обучению в школе» (буклет)
«Формирование математических представлений у детей старшего
школьного возраста» (консультация)
Роль семьи в ознакомлении с окружающим миром
Открытое занятие «к школе готовы»

Также в течение года с родителями проводятся индивидуальные консультации.

24

3. Организационный раздел
3.1.Методическое обеспечение
1.

«Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» Т.В.

Ананьева
2.

«Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина

3.

«Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина

4.

Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропятова

5.

«Работа с родителями, практические рекомендации» Е.В. Шитова

6.

Е.В. Колесникова«Программа математические ступеньки»

7.

Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС2002

8.

Серия «Рабочие тетради дошкольника»

9.

Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ..

10. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. М.: ГНОМ..
11.Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
12.Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

25

13.Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.
14. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
15. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. :
Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
16. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.
17. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
18. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
19. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.
20. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.
21. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред.
О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
22. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
23. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2
24. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л. А. Венгера. – М. : ИНТОР, 1996. –
128с.

26

Диагностический инструментарий
(окружающий мир)
5-7 лет
Материал для итоговой диагностики усвоения программы
Критерии:
Высокий уровень знаний, если ребенок отвечает четко, полными предложениями, правильно на заданный вопрос, если ребенок имеет
точное представление об окружающем мире, умеет обобщать, объяснять свои ответы.
Средний уровень знаний, если ребенок отвечает четко, но не полными предложениями на заданный вопрос, допускает ошибки в
ответах на вопросы.
Низкий уровень знаний, если ребенок отвечает не правильно на заданный вопрос
Беседа с детьми по ознакомлению с окружающим миром.
Цель беседы: выявить объем знаний детей по разделу «Ребенок и окружающий мир»
1 блок вопросов
Родной край
Цель: выявить уровень знаний о себе и своем крае на основе основной образовательной программы дошкольного возраста
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Назови свои имя и фамилию
Назови имя и отчество своих родителей
Назови город, в котором ты живешь и домашний адрес
Какая река протекает рядом?
Как называется республика, в которой мы живем?
Назови главный город Хакасии
Как называется страна, в которой ты живешь?
Назови столицу нашей страны

Высокий уровень (3 балла) – отвечает на все вопросы

27

Средний уровень (2 балла) – отвечает на вопросы, но допускает ошибки
Низкий уровень (0-1 балл) – отвечает на 2-3 вопроса, либо отказывается отвечать
2 блок вопросов. Животный мир
Дикие, домашние животные
Цель: Выявить уровни знаний детей о диких и домашних животных, умении обобщить и классифицировать и систематизировать знания о
животных
Материал: картинки с домашними и дикими животными
1. Каких домашних животных ты знаешь?
2. Покажи корову, свинью, лошадь, козу, барана
3. Почему их называют домашними?

3 балла – называет и показывает 5-6 животных, умеет аргументировать свои высказывания
2 балла –показывает 3-4 животных и имеет представление о приспособлении животных к месту обитания.
1балл – показывает 2-3 животных, не может объяснить, почему эти животные – домашние
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
1. Каких диких животных ты знаешь?
2. Покажи волка, лису, медведя, тигра, белого медведя, жирафа
3. Назови животных нашей местности, животных жарких стран, животных Севера
3 балла – называет и показывает 6-7 животных, умеет аргументировать свои высказывания
2 балла –показывает 3-5 животных и имеет представление о месте обитания
1балл – показывает 2-3 животных, не может классифицировать по месту обитания
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Птицы
Цель: Выявить уровни знаний детей о домашних, зимующих и перелетных птицах, умении обобщить и классифицировать и
систематизировать знания о птицах
1. Каких ты знаешь птиц?
2. Покажи дятла, воробья, голубя, синицу, снегиря, журавля, петуха.
3. Назови домашних, зимующих, перелетных

3 балла – называет и показывает 6-7птиц, классифицирует, аргументирует свои высказывания

28

2 балла –показывает 3-5 птиц и имеет представление о месте обитания
1балл – показывает 2-3птицы, не может классифицировать по месту обитания
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Рыбы
Цель: Выявить уровни знаний детей о речных, морских, аквариумных рыбах, умении обобщить и классифицировать и систематизировать
знания о рыбах.
1. Рассмотри картинки. Кого ты видишь?. Назови одним словом.
2. Покажи щуку, окуня.сома, акулу, гуппи
3. Какие рыбы живут в реке, море, аквариуме?

3 балла – называет и показывает 4-5 рыб, классифицирует, аргументирует свои высказывания
2 балла –показывает 3-4 рыбы и имеет представление о месте обитания
1балл – показывает 1- 2 рыбы, не может классифицировать по месту обитания
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Насекомые
Цель: Выявить уровни знаний детей о насекомых, умении обобщить.
1. Назови, кого видишь на картинке и покажи,
2. Покажи бабочку, жука, кузнечика, пчелу, муравья
3. Как можно назвать их одним словом

3 балла – называет и показывает 5-6 насекомых, классифицирует, аргументирует свои высказывания
2 балла –показывает 3-4 насекомых и имеет представление о классе насекомых
1балл – показывает 1- 2 насекомых не может классифицировать
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Высокий уровень (12-15 баллов)- уверенно называет и показывает представителей животного мира, классифицирует и аргументирует свои
высказывания, знает среду обитания данного класса животных
Средний уровень (8-11 баллов) знает некоторых представителей животного мира, затрудняется в классификации, имеет представление о
среде обитания
Низкий уровень (0-7 баллов) находит на картинке и показывает некоторых представителей животного мира, не имеет представления о
среде обитания, не классифицирует.

29

3 блок вопросов. Растения
Овощи, фрукты, ягоды
Цель: Выявить уровни знаний детей овощах, фруктах, ягодах , умении обобщить и классифицировать и систематизировать знания о данных
предметах.
1. Рассмотри картинки. Что на них изображено?
2. Как можно сказать одним словом?
3. Где растут овощи?(фрукты, ягоды- лесные, садовые)

3 балла – называет и показывает 5-6 овощей, (фруктов, ягод), классифицирует, аргументирует свои высказывания
2 балла –показывает 3-4 овоща, (фрукта, ягоды) и имеет представление о месте произрастания
1балл – показывает 1- 2 овоща, (фрукта, ягоды), не может классифицировать по месту произрастания
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Деревья, кустарники
Цель: Выявить уровни знаний детей о деревьях, кустарниках, умении обобщить и классифицировать и систематизировать знания о данных
предметах.
Посмотри на картинки. Что на них изображено
1.
2.
3.
4.
5.

Назови деревья, какие знаешь?
Покажи ель, березу, тополь, сосну, яблоню, рябину,
Покажи и назови хвойные деревья
Покажи и назови кустарники
Чем отличается кустарник от дерева?

3 балла – называет и показывает 5-6 деревьев, знает хвойные и лиственные, отличает их от кустарников. Знает 3-4 кустарника
2 балла –показывает 3-4 дерева, показывает кустарники, затрудняется в названиях деревьев и кустарников, отличает хвойные растения
1балл – показывает 1- 2 дерева, отличает хвойные от лиственных, аргументировать не может. Названий кустарников не знает
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Грибы
Цель: Выявить уровни знаний детей о грибах, умении различать съедобные, несъедобные, умении аргументировать свои высказывания

30

1.
2.
3.
4.

Что изображено на картинке. Скажи одним словом
Какие грибы знаешь?. Покажи подберезовик, подосиновик, масленок, опята, лисички, мухомор
Выбери съедобные грибы.
Назови остальные. Почему остальные нельзя собирать.

3 балла – называет и показывает 5-6 грибов, знает несъедобные грибы, отличает их от съедобных
2 балла –показывает 3-4 гриба, показывает несъедобные грибы, затрудняется в названиях грибов
1балл – показывает 1- 2 гриба, названий грибов не знает
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Цветы
Цель: Выявить уровни знаний детей о цветах, месте произрастания, условиях для роста растений, умении аргументировать свои
высказывания
1.
2.
3.
4.

Какие цветы знаешь. Назови.
Покажи тюльпан, розу, фиалку, колокольчик, плющ, одуванчик
Выбери садовые, комнатные
Что нужно для роста растений? Какие условия?

3 балла – называет и показывает 5-6 цветов, знает садовые, комнатные цветы, отличает их от лесных. Знает условия, нужные для роста
растений
2 балла –показывает 3-4 цветка, показывает садовые, затрудняется в названиях цветов
1балл – показывает 1- 2 цветка, названий цветов не знает
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Высокий уровень (15-18 баллов)- уверенно называет и показывает представителей животного мира, классифицирует и аргументирует свои
высказывания, знает среду обитания данного класса животных
Средний уровень (10-12 баллов) знает некоторых представителей животного мира, затрудняется в классификации, имеет представление о
среде обитания
Низкий уровень (0-9 баллов) находит на картинке и показывает некоторых представителей животного мира, не имеет представления о
среде обитания, не классифицирует.

31

4 блок Неживая природа
Цель: Выявить уровни знаний детей о предметах и явлениях неживой природы, зависимость их от сезонных изменений, умении
аргументировать свои высказывания.
1. Рассмотри картинки. Назови предметы неживой природы.
2. Какие явления природы изображены?
3. Какие явления можно наблюдать зимой, а какие – летом?

Высокий уровень (3 балла) – знает и называет 5-6 предметов и явлений неживой природы. Знает зависимость явлений неживой природы от
сезонных изменений в природе, аргументирует свои высказывания
Средний уровень (2 балла) –называет 2-3 предмета и явления неживой природы, имеет представление о их зависимости от сезона.
Низкий уровень(0-1балл) – показывает 1- 2 предмета неживой природы, не называет явления.
5 блок Отношение к миру природы
Цель: Выявить отношение детей к миру природы
1. Любишь ли ты отдыхать на природе?
2. Что ты больше всего любишь делать на природе?
3. Нужно ли защищать природу? Почему?

Высокий уровень (3 балла)- понимает значение природы в жизни человека, сформировано бережное отношение к природе, знает правила
поведения в природе
Средний уровень (2 балла) – знает правила поведения в природе. Затрудняется в определении значения природы для человека
Низкий уровень (0-1 балл) – бережное отношение к природе не сформировано.

32

6 блок вопросов. Предметный мир.
Мебель. Посуда
Цель: Выявить уровни знаний детей о разнообразии мебели, посуды, умении классифицировать эти предметы, называть материал, из
которого изготовлены, аргументировать свои высказывания
1.
2.
3.
4.

Рассмотри картинки. Что на них изображено?
Покажи стул, табурет, шкаф. Из какого материала они изготовлены?
Покажи кастрюлю, сковороду, из какого материала они изготовлены?
Из чего изготовлен стакан?

3 балла – называет и показывает 5-6 предметов мебели, посуды. Знает, из чего изготавливают мебель, посуду
2 балла –показывает 3-4 предмета мебели, посуды, затрудняется в определении материала.
1балл – показывает 1- 2 предмета. Не классифицирует, не знает, из чего может быть изготовлен предмет
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Электроприборы
Цель: Выявить уровни знаний детей о разнообразии и назначении электроприборов, умении аргументировать свои высказывания
1. Что это? Назови предмет.
2. Для чего нужен утюг, холодильник, пылесос?
3. Какие еще электроприборы ты знаешь?

3 балла – называет и показывает 5-6 предметов. Знает назначение электроприборов
2 балла –показывает 3-4 электроприбора , затрудняется в его назначении.
1балл – показывает 1- 2 предмета.не знает названия электроприборов, их назначение
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.
.
Одежда. Обувь. Головные уборы.
Цель: Выявить уровни знаний детей об одежде, обуви, головных уборов, умении классифицировать вещи, группировать их по сезонам,
назначении летней, зимней, демисезонной одежде, обуви.
1. Рассмотри картинки. Назови вещи

33

2. Назови одним словом
3. Покажи и назови зимнюю одежду

3 балла – называет по 5-6 вещей.умеет классифицировать, группирует по сезонному назначению, аргументирует свои высказывания
2 балла –называет по 3-4 вещи, классифицирует, имеет представление о их сезонном назначении
1балл – показывает по 1- 2 вещи. Не классифицирует,
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.
Транспорт
Цель: Выявить уровни знаний детей по теме «Транспорт». умении классифицировать, группировать его, умении аргументировать свои
высказывания
1.
2.
3.
4.

Посмотри на картинки. Назови предметы.
Покажи автобус, трамвай, пароход, вертолет, самолет, лодку
Как сказать одним словом. Что это?
Назови и покажи водный транспорт, воздушный

3 балла – называет и показывает разные виды транспорта, умеет классифицировать, аргументирует свои высказывания
2 балла –показывает транспорт, имеет представление о видах транспорта
1балл – показывает, но не классифицирует,
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.
Профессии + инструменты
Цель: Выявить уровни знаний детей о труде взрослых и предметах, облегчающих их труд, умении аргументировать свои высказывания.
1. Какие профессии ты знаешь.
2. Чем занимается врач, почтальон, учитель, металлург
3. Что нужно для работы повару, строителю.

3 балла – называет 5-6 профессий. Знает назначение инструментов, аргументирует свои высказывания
2 балла –называет 3-4 профессии, имеет представление о их труде и назначении инструментов.
1балл – показывает 1- 2 профессии. знает названия инструментов, но затрудняется в их назначении

34

0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Высокий уровень (13-15 баллов)- уверенно называет и показывает предметы, классифицирует их и аргументирует свои высказывания,
знает назначение этих предметов, знает о труде взрослых.
Средний уровень (9- 12 баллов) - знает предметы рукотворного мира, их назначение, затрудняется в классификации, имеет представление о
труде взрослых.
Низкий уровень (0-8 баллов) - находит на картинке и показывает некоторые предметы, не классифицирует, имеет представления о труде
взрослых, но не называет профессии.
7 блок ПДД
Цель: Выявить уровни знаний детей о правилах дорожного движения, знания дорожных знаков.
1. Рассмотри картинку. Покажи проезжую часть дороги, тротуар, перекресток, пешеходный переход.
2. Скажи правила поведения пешеходов на дороге
3. Какие дорожные знаки знаешь?

Высокий уровень (3 балла) – знает назначение проезжей части дороги, тротуара, светофора, знает правила дорожного движения и называет
дорожные знаки.
Средний уровень (2 балла) – имеет представление о назначении дороги, тротуара, светофора, называет дорожные знаки. Называет
некоторые правила дорожного движения
Низкий уровень(1балл) – показывает части дороги, знаки, не называет их.

35

Список литературы
1.
2.

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. /М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2007
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду под ред./В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой М.,

2007
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовка детей к школе. М. 1994
4. Диагностические задания для детей среднего и старшего дошкольного возраста. [Текст] Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений /автор составитель С.А. Гейци – Новосибирск – 2006.- 568с.
5. Н.А. Рыжова Наш дом – природа. М.,2005
6. Жизнь вокруг нас –
7. Н.В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью
8. С.А. Козлова Я – человек
9. Дыбина О.В. Рукотворный мир. М., 2002
10. Дыбина О.В. что было до… М., 2002
11. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. М., 2002

36

Фамилия, и
мя

Уровень развития

Коэффициент

Общее количество баллов

Ориентирование в
пространстве

Умение понимать смысл слов: утро,
вечер, день, ночь

Умение различать правую и левую
руки

Форма

Умение понимать смысл
обозначений:вверху-внизу, впередисзади, слева-справа, на, под-над,
верхняя-нижняя полоска

Величина

Умение различать круг, квадрат,
треугольник, предметы, имеющие
углы и круглую форму

Количество и счёт

Умение сравнивать предметы по
заданному признаку величины
(длине, ширине, высоте, величине в
целом)

Умение определять количественное
соотношение двух групп предметов
(приём наложения, приложения
предметов)

Умение находить в окружающей
обстановке один и много
одинаковых предметов

Умение составлять группы из
однородных предметов и выделять
один предмет из группы

Умение группировать предметы по
цвету, размеру, форме.

3.2.Диагностика

Образовательная область «Познавательное развитие», ФЭМП (5-6 лет)
Ориенти
рование
во
времени

37

ОО «Познавательное развитие», ФЭМП

3
Д/игры
«Найди
каких
игрушек
поровну»,
«Подбери
пару»,
«Нарисуй
картинку
палочкам
и».

4
Д/игры
«Какая
игрушка
спрятана?»,
«Найди
пару»,
«Исправь
ошибку»,
«Завяжем
куклам
бантики».
.Дидактич
еское
упражнени
е «Посади

Д/игры
«Наведем
порядок»,
«Сломанн
ая
лесенка»,
«Какая
игрушка
спрятана»
,
«Матреш
ки».

5
Игр.упр.
«Раскрась
предметы
разных
геометр.
форм»,
«Волшебна
я мозаика»,
«Составь
узор».

6
«Найди
такой же», .
Дидактичес
кая игра
«Найди
такие же
фигуры».
Материал:
два набора (у
воспитателя
и у ребенка)
фигур(круг,
квадрат,
треугольник,
прямоуголь

Д/упр. «Куда
пойдешь,
секрет
найдешь»,
«Поможем
зайке найти
дорожку к
домику», «Кто
здесь
прячется?».
Дидактическа
я игра
«Поручение».
Материал:

7
Д/упр. «Где
звонит
колокольчик?»,
«Расставим
игрушки»,
«Гномы с
мешочками»,
«Что где
находится?».

Ориентировка
во времени

Знание представлений о
частях суток, их
особенности,
последовательности (утро,
день, вечер, ночь).
Значение слов «вчера»,
«сегодня», «завтра»

Пространственные
отношения
( даеко – близко)

Ориентировка в пространстве

Определение
пространственных
направлений от себя.
Двигаться в заданном
направлении.

Форма

Знание геометрических
фигур (круг, квадрат,
треугольник, шар, куб,
прямоугольник) сравнение
(круг, прямоугол.)
Соотношение формы
предметов с геом.
фигурами (тарелка – круг,
мяч – шар)

Установление размерных
отношений между 3 – 5
прем.разн. длины,
толщины, высоты)

2
Игра
«Чего
не
стало?»,
«Отсчит
ай
столько
же»,
«Найди
пару»,
«Куда
залетел
а
пчела?»
.

Сравнеие двух предметов (
по величине, ширине,
высоте), толщине, по двум
признакам величины.

Уравнивание групп двумя
способами

1
Игр.упр.
«Чудесный
мешочек»,
«Угадай,
сколько?»,
«Посадим цветы
вдоль дорожки»,
«Сосчитай
себя». Д/игры
«Который по
счету?», «Найди
свой домик»,
«Что
изменилось?»,
«Чего не
стало?».Дидакти

Величина

Равенство, неравенство
групп предметов

Знание количественного и
порядкового счета в
пределах 5.

количество и счёт.

8
Д/игры «Когда
это бывает?»,
«Закончи
предложение»,
«Назови
соседей», «Наш
день».
Игр.упр.
«Наоборот»,
«Когда это
было?»,
«Переполох».
Игровое
упражнение
«Когда это
бывает?».
38

ческое
упражнение
«Сосчитай
кубики».Матери
ал: кубики (по 67 шт.) разной
величины и
цвета.
Содержание
диагностическо
го задания:
- Что ты видишь
на столе?
- Сколько
кубиков на столе
всего?
- Чем
отличаются
кубики друг от
друга?
- Посчитай
кубики по
порядку.
- Который по
счету желтый
кубик? (Красный
и т. д)
- Какого цвета
кубик, который
стоит на пятом
месте? (Втором,
третьем.)
- Покажи 3

елочки».
Материал:
плоскостны
е елочки,
разные по
высоте (2
шт.).
Содержани
е
диагностич
еского
задания:
Посмотри,
все ли
елочки
одинаковы
по высоте?
«Посади»
елочки в
порядке
убывания
(возраста
ния),
используя
слова
«выше»,
«ниже».
2.
Дидактиче
ское
упражнени
е «Сравни

ник, шар,
куб) разных
размеров большие и
маленькие.
Содержание
диагностиче
ского
задания:
Воспитатель
показывает
ребенку
какую-либо
фигуру и
просит найти
такую же и
назвать ее.
2.Дидактиче
ская игра
«Соотнеси
форму с
геометрической
фигурой».М
атериал:
предметные
картинки
(тарелка,
платок, мяч,
стакан, окно,
дверь) и
геометрическ

набор
игрушек:
матрешка,
машина, мяч,
пирамидка.
Содержание
диагностичес
кого задания:
Ребенок сидит
на ковре лицом
к воспитателю.
Расставь
игрушки
следующим
образом:
матрешку впереди
(относительно
себя), машинку
- сзади, мяч слева,
пирамидку справа.
2.
Дидактическа
я игра
«Назови, что
видишь».
Содержание
диагностичес
кого задания:

Материал:
картинки
с
изображением
частей суток,
потешки,
стихи о разных
частях суток.
Содержание
диагностическ
ого задания:
Внимательно
послушай
потешку,
определи время
суток и найди
соответствующ
ую картинку.
Далее
воспитатель
напоминает
ребенку все
семь дней
недели (при
помощи
стихотворения)
. Просит
назвать
выходные дни.
Первый
(второй) день
недели.

39

красных и 3
зеленых кубика.
- Что можно о
них сказать?
Дидактическое
упражнение
«Прилетели
бабочки».
Материал: у
ребенка
двухполосная
карточка, в
верхнем ряду на
определенном
расстоянии
наклеены
бабочки (5
штук). Рядом на
подносе лежат
бабочки (больше
5). Содержание
диагностическо
го задания:
Сколько бабочек
в верхнем ряду?
Возьми с
подноса столько
же бабочек и
разложи их в
нижнем ряду так,
чтобы было
видно, что их

дорожки».
Материал:
две
дорожки
разной
длины и
ширины,
теннисный
шарик.
Содержан
ие
диагности
ческого
задания:
Педагог
предлагает
сравнить
дорожки по
длине и
ширине.
Пока
жи
длинную
дорожку
(короткую
).
Что
можно
сказать о
ширине
дорожек?

ие фигуры
(круг,
квадрат, шар,
цилиндр,
прямоугольн
ик и др.).
Содержание
диагностиче
ского
задания:
Воспитатель
просит
соотнести
форму
предметов с
известными
геометрическ
ими
фигурами:
тарелка круг, платок
- квадрат,
мяч - шар,
стакан цилиндр,
окно, дверь прямоугольник и
др.

По зада
ниювоспитател
я ребенок
встает в
определенном
месте группы.
Затем
воспитатель
просит ребенка
назвать предметы, которые
находятся
впереди
(справа, слева,
сзади) от него.
Просит
ребенка
показать
правую, левую
руки.

- Если сегодня
вторник, какой
день недели
был вчера? И т.
п.

40

столько же,
сколько бабочек
в верхнем ряду
(меньше, чем в
верхнем ряду,
больше чем в
верхнем ряду).

Пока
жи
широкую
дорожку
(узкую).
Прока
ти шарик
по узкой
(широкой)
дорожке;
по
длинной
(короткой)
дорожке.

41

Состав числа до 10
Счет в пределах 20
Отношение между числами
натурального ряда (7 больше 6 на1,
а6 меньше 7 на 1)
Обозначений частей целого
Монеты достоинством 1,5, 10 коп.;
1,2,5, 10 руб.
Умение составлять и решать
простые арифметические задачи
Считать по заданной мере
Делить предмет на 2-8 равн. частей
используя условную меру
Умение измерять объем жидких и
сыпучих веществ с помощью
условной меры
Сравнивать вес предметов путем
взвешивания
Классифицировать, группировать
фигуры по цвету, форме, размеру
Распознавать фигуры не зависимо от
их пространственногополдожения
Моделировать, составлять
композиции из геометрич. фигур

Фамилия,имя

Сформированность формирования
множества по заданным основаниям

Образовательная область «Познавательное развитие», ФЭМП (6-7 лет)

Количество и счёт
Величина

1
2
3
4
5
6
7
8
9
11
12
13
14

10

Форма

42

Умение понимать смысл
обозначений:вверху-внизу, впередисзади, слева-справа, на, под-над,
верхняя-нижняя полоска
Умение ориентироваться на
ограниченной территории
Умение пользоваться планом,
схемой, маршрутом, картой
Умение читать простейшую
графическую
информацию.ориентироваться на
условные обозначения
Время: его текучесть,
периодичность, необратимость
Умение пользоваться в речи
понятиями: сначало,потом, до,
после, раньше, позже, в одно и тоже
время
Умение определять время по часам с
точностью до одного часа

Общее количество баллов
Коэффициент
Уровень развития

Ориентировка в пространстве
Ориентировка во
времени

8
9
10
11
13
15
16
17

12
14

43

ОО «Познавательное развитие» ФЭМП
Количество и
счёт

«Руки считают, а глаза проверяют»
На картонках нашиты мелкие пуговицы в один
или два ряда Играют 2-3 детей. Они закрывают
глаза и получают в руки картонки с нашитыми на
нее пуговицами. (Картонку можно вложить в
руки за спиной). Дети пересчитывают пуговицы
на ощупь и по очереди говорят результат. Затем
они проверяют себя, пересчитывая пуговицы
глазами. Далее они меняются карточками.
Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

Величина

«Веселые матрешки»
Цель: учить различать и сравнивать предметы по
разным
качествам величины.Материал. 2 комплекта
пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по
величине кружочков, башенка из
полых кубов.

Форма

«Почему овал не катится?»
Цель: познакомить детей с фигурой овальной
формы, учить различать круг и фигуру овальной
формы
Содержание. На фланелеграфе размещают
модели геометрических фигур: круга, квадрата,
прямоугольника, треугольника. Сначала один
ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет
фигуры, а за тем, это делают все дети вместе.
Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем
отличается круг от остальных фигур?» Ребенок
обводит круг пальцем, пробует его покатить. В.
обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у

«Сколько игрушек ты вынул из мешочка?
»
Мешочек со счетным материалом (желудями,
плодами каштана, шариками, пуговицами и т
п.) Играют несколько детей. Воспитатель дает
задание, первому участнику игры, не
заглядывая в мешочек, достать из него
определенное количество предметов. После
того как задание выполнено, предметы
пересчитываются. Затем задание выполняет
другой ребенок и далее по очереди.
«Длинное - короткое»
Цель: развитие у детей четкого
дифференцированного восприятия новых
качеств величины.
Материал. Атласные и капроновые ленты
разных
цветов и размеров, картонные полоски,
сюжетные игрушки: толстый мишка и
тоненькая кукла.

«Подбери фигуру»
Цель:
закрепить
умение
различать
геометрические фигуры: прямоугольник,
треугольник, квадрат, круг, овал.
Материал: у каждого ребенка карточки, на
которых нарисованы прямоугольник, квадрат
и треугольник, цвет и форма варьируются.
Содержание. Сначала педагог.предлагает
обвести пальчиком фигуры, нарисованные на
карточках. Потом он предъявляет таблицу, на
которой нарисованы эти же фигуры, но
другого цвета и размера, чем у детей, и,
указывая на одну из фигур, говорит: «У меня
большой желтый треугольник, а у вас?» И т.

«Живые числа» Карточки с
числами Дети получают карточки с
цифрами. Воспитатель говорит:
«Числа встаньте по порядку». Дети
должны встать в определенной
последовательности и пересчитаться
от 1 до 10 и обратно.

«Считай дальше»

«Подбери фигуру»

«Три
квадрата»

Цель: закрепить представления
детей о
геометрических формах, упражнять
в их назывании.
Материал. Демонстрационный:
круг, квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник,
вырезанные из картона.
Раздаточный: карточки
с контурами 5 геометрических лото.
«Собери фигуру»
Цель: учить вести счет предметов,
образующих какую-либо фигуру.
Содержание.
Воспитатель
предлагает детям подвинуть к себе
тарелочку
с
палочками
и
спрашивает: «Какого цвета палочки?
По сколку палочек каждого цвета?
Предлагает
разложить
палочки
каждого
цвета
так,
чтобы
получились разные фигуры. После
выполнения задания дети еще раз
пересчитывают палочки. Выясняют,
сколько палочек пошло на каждую

(в обратном порядке) Педагог
называет число, например, 2. «Считай
дальше» -говорит он и называет имя
ребенка. Тот продолжает счет: «3, 4,
5». «Считай дальше, Саша». Эта игра
используется для закрепления
обратного счета от заданного числа.

Цель: научить детей соотносить по
величине
три предмета и обозначить их
отношения словами: «большой»,
маленький», «средний»,
самый большой», «самый маленький».
Материал. Три квадрата разной
величины,
фланелеграф; у детей по 3 квадрата,
фланелеграф.
«Где фигура»
Цель: учить правильно, называть
фигуры и их пространственное
расположение: посередине, вверху,
внизу, слева, справа; запоминать
расположение фигур.
Содержание. Воспитатель объясняет
задание: «Сегодня мы будем учиться
запоминать,
где
какая
фигура
находится. Для этого их нужно назвать
по
порядку:
сначала
фигуру,
расположенную в центре (посередине),
затем вверху, внизу, слева, справа».
Вызывает 1 ребенка. Он по порядку

44

Ориентировка
в
пространстве

Ориентировка
во времени

остальных фигур есть углы. На фланелеграфе
размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы
разного цвета и размера. «Посмотрите на эти
фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из
детей предлагают показать круги. Внимание
детей обращают на то что на фланелеграфе не
только круги, но и другие фигуры. , похожие на
круг. Это фигура овальной формы. В. учит
отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры
овальной формы похожи на круги? (У фигур
овальной формы тоже нет углов). Ребенку
предлагают показать круг, фигуру овальной
формы. Выясняется, что круг катится, а фигура
овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют,
чем отличается фигура овальной формы от
круга? (фигура овальной формы вытянута).
Сравнивают путем приложения и наложения
круга на овал.
«Встань на место»
Цель:
упражнять
детей
в
нахождении
местоположения: впереди, сзади, слева, справа,
перед, за.
Содержание: педагог по очереди вызывает
детей, указывает, где им надо встать: «Сережа
подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа
был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д.
Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать,
кто впереди и сзади их стоит. Далее детям
предлагают повернуться налево или направо и
опять назвать, кто и где от них стоит.

д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет
и размер (большой, маленький своей фигуры
данного вида). «У меня маленький синий
квадрат».

фигуру. Педагог обращает внимание
на то, что палочки расположены поразному, но их поровну - по 4 «Как
доказать, что палочек поровну? Дети
раскладывают палочки рядами одну
под другой.

показывает и называет фигуры, место
их расположения. Другому ребенку
показывает.
Другому
ребенку
предлагают разложить фигуры, как он
хочет, назвать их место расположения.
Затем ребенок становится спиной к
фланелеграфу, а воспитатель меняет
фигуры, расположенные слева и
справа. Ребенок поворачивается и
отгадывает, что изменилось. Затем все
дети называют фигуры и закрывают
глаза.
Педагог
меняет местами
фигуры.
Открыв
глаза,
дети
угадывают, что изменилось.

«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными
представлениями: слева, справа, вверху,
внизу.
Содержание. У каждого ребенка картинка
(коврик с узором). Дети должны рассказать,
как расположены элементы узора: в правом
верхнем углу - круг, в левом верхнем углу –
квадрат. В левом нижнем углу - овал, в
правом нижнем углу - прямоугольник, в
середине - круг. Можно дать задание
рассказать об узоре, который они рисовали на
занятии по рисованию. Например, в середине
большой круг - от него отходят лучи, в
каждом углу цветы. Вверху и внизуволнистые линии, справа и слева - по одной
волнистой линии с листочками и т. д.

«Выложи орнамент»

«Где находится?»

Цель: научить ребенка выделять
пространственное расположение
геометрических фигур,
воспроизводить в точности такое же
расположение при выкладывании
орнамента.Стимулъный материал: 5
вырезанных из цветной бумаги
геометрических фигур по 5 (всего 25
штук), карточки с
орнаментом.«Посмотри, какие
орнаменты перед нами. Подумай и
назови фигуры, которые ты здесь
видишь. А теперь постарайся из
вырезанных геометрических фигур
выложить такой же орнамент».

«Вчера, сегодня, завтра»
Цель: в игровой форме упражнять в активном
различении
временных понятий
«вчера»,

Игра «Что мы делаем?»
Цель: Закреплять название частей суток –
утро, день, вечер, ночь.

Игра «Живая неделя»
Цель: Закрепить умение называть
дни недели по порядку.

Цель: формировать пространственную
ориентировку на листе бумаги.
Стимульный материал: белый лист
бумаги, на котором изображены
геометрические фигуры (овал, квадрат,
прямоугольник, треугольник) разного
цвета, Можно геометрические фигуры
заменить различными изображениями
животных (медведь, лиса, заяц,
корова), видами транспорта (корабль,
самолет, машина, камаз), игрушками и
т. д. Фигуры расположены по углам,
посредине рисуется круг. «Посмотри
внимательно на рисунок и скажи, где
нарисован круг?, овал?, квадрат?,
треугольник?, прямоугольник?
Покажи, что нарисовано справа от
круга?, слева от круга?Что изображено
в правом верхнем углу?, в левом
нижнем углу? Что нарисовано выше
круга?, ниже круга?»
Игра «Наоборот».
Цель: Закреплять название частей
суток – утро, день, вечер, ночь.

45

«сегодня», «завтра».
Содержание. По углам игровой комнаты мелом
рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня»,
«завтра». В каждом домике по одной плоской
модели, отражающей конкретное временное
понятие.
Дети, идут по кругу, читают при этом
четверостишие из знакомого стихотворения. По
окончании останавливаются, а воспитатель
громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!»
Дети бегут к домику под названием «вчера».
Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

Ход игры :Дети становятся в круг.
Воспитатель предлагает детям показать, что
они делают утром. Играющие изображают
разные действия, но не называют их. Задача
ведущего – угадать, что изображают
играющие. Затем игра продолжается, но
вопрос задаётся о других частях суток.
Усложнение – Отгадывает не взрослый, а
один из детей.

Ход игры:
Первый вариант. Цифры (от 1 до 7)
перемешиваются и раскладываются
на столе изображением вниз.
Играющие выбирают любую
карточку, выстраиваются по порядку
в соответствии с цифрой. Они
превратились в дни недели. Первый
ребёнок слева делает шаг вперёд и
говорит: «Я – понедельник. Какой
день следующий?» И т.д.

Ход игры: Воспитатель произносит
слово, смысл которого связан с
представлением о времени, а дети
подбирают слово, обозначающее
другое время дня, обычно в
контрастном значении. Например, утро
— вечер, завтра — вчера, быстро —
медленно, рано — поздно и т. п.

Диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений
детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика осуществлялось на базе детского сада. Всего исследованием было охвачено 25 детей в возрасте 5лет 4 месяца - 5
лет 10месяцев.
Пример 1. «Упорядочивание»
Цель задания. Выявить представление детей о счете предметов и об их упорядоченности.

Материалы. Картонные круги диаметром 5 см с точками. Круги располагают перед ребенком в беспорядке.
Задание. В одних кругах точек мало, в других — много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти
круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки.
Способ выполнения. Не следует подсказывать ребенку принцип упорядочивания. Выполнение задания самостоятельно покажет
уровень сформированности его представления об упорядоченности.

46

Оценка задания:
1-й уровень — задание выполнено полностью верно;
2-й уровень — допущены 1-2 ошибки;
3-й уровень — допущены 3-4 ошибки;
4-й уровень — допущено более 5 ошибок.
Пример 2. «Первоначальные математические представления»
Цель задания. Определить представление детей о соотношениях: больше на, меньше на; о количественном и порядковом
счете, о форме простейших геометрических фигур.
Материалы. Семь любых предметов или их изображений на фланелеграфе, предметы могут быть как одинаковые, так и
разные.
Способ выполнения. Для выполнения задания ребенку дают лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей.
Они предлагаются последовательно.
Задания.
А. Нарисуй на листе столько же кругов, сколько на доске предметов.
Б. Нарисуй квадратов на один больше, чем кругов.
В. Нарисуй треугольников на два меньше, чем кругов.
Г. Обведи линией шесть квадратов.
Д. Закрась пятый круг.
Оценка задания (оценивается качество выполнения всех заданий в совокупности):
1-й уровень — задание выполнено полностью верно;
2-й уровень — допущены 1 -2 ошибки;
3-й уровень — допущены 3-4 ошибки;
4-й уровень — допущено более 5 ошибок.

47

Пример 3
Цель задания. Провести диагностику умений анализировать условия предъявленной задачи, в данном случае практического
характера (планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полученный результат).
Задание также определяет визуальную адекватность определения формы фигуры, пространственную подвижность мышления
— умение мысленно перемещать и компоновать детали, адекватность визуальной оценки размеров фигур.
Материалы. Белый лист бумаги с изображением контура лодочки с парусом и цветные геометрические фигуры: 4 квадрата 2x2
см, 4 прямоугольных равнобедренных треугольника с катетом 2 см, все одного цвета.

2 см

6см
Задание.
Часть 1. «Раскрась» лодочку, но не карандашами, а данными фигурами. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они
не выходили за пределы изображения.
48

Часть 2. Оцени качество выполнения задания — все ли сделано правильно? Если ребенок сам не замечает допущенных
ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очертания контура), педагог спрашивает, хочет ли ребенок сделать
новую лодочку лучше этой. В случае отрицательного ответа педагог не настаивает на этом.
Оценка задания.
А.Оценивается способ выполнения задания: обдумывал ли ребенок сначала его выполнение, планировал или работал без
всякой системы, методом проб и ошибок.
Б. Оценивается рациональность размещения фигур.
В.Оценивается критичность в оценке выполнения задания.
Г. Оценивается желание, готовность исправить допущенные ошибки.
Д. Оценивается темп деятельности.
1-й уровень — фигуры выложены правильно и быстро (ребенок мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение);
2-й уровень — контур заполнен правильно, но ребенок работал методом проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в
процессе работы сам себя корректировал;
3-й уровень — только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания; при оценке работы
ребенок ошибок не замечает, но когда педагог обращает на них его внимание, готов их исправить;
4-й уровень — контур заполнен хаотично, большинство геометрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаются,
желания сделать лучше при указании на них нет.
Пример 4. «Заселение дома»
Цель задания. Выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключиться с одного
найденного решения на поиск другого.

49

Материалы. На доске или на большом листе бумаги заранее нарисован дом,

50

карточки с крупными изображениями «жильцов» дома; каждому ребенку дается листок с изображением такого же дома и
фломастер.
Задание.
Часть 1 (обучающая). В доме шесть этажей. На каждом этаже — три комнаты. В каждой комнате живет один жилец: педагог
показывает изображения — точка, палочка и галочка. На всех этажах они живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в
первой комнате слева — точка (рисует в окошке точку), в средней комнате — палочка (рисует палочку).


Подскажите мне, кто живет в последней комнате? (Дети называют галочку, и педагог ее рисует.) Теперь нарисуйте у себя
на листочке, кто где живет на шестом этаже. (Дети рисуют, педагог проверяет правильность выполнения рисунка.)



Теперь будем заселять жильцами пятый этаж: в первой комнате тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить
палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, что на шестом этаже. Размещение «жильцов» рисуется в окнах
большого дома, а затем дети рисуют их у себя. На этом обучающая часть задания заканчивается.

Часть 2 (основная).


Осталось еще четыре этажа. Заселите их сами так, чтобы на каждом этаже жила одна точка, одна палочка и одна
галочка, но в разном порядке. Дети выполняют задание самостоятельно.

Оценка задания.
1-й уровень — задание выполнено правильно: найдены все 4 варианта размещения, не повторяющих «заселение» пятого и
шестого этажей;
2-й уровень — найдено 2-3 различных варианта размещения из четырех возможных;
3-й уровень—найден один вариант размещения из четырех возможных;
4-й уровень — самостоятельных решений не найдено: повторены решения обучающего этапа или работа не выполнена (этажи
остались незаселенными).

51

Пример 5. Раскрашивание фигур
Цель задания. Выявить умение классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному основанию. Определить
степень адекватности визуального восприятия формы и умение мысленно перемещать и совмещать фигуры для определения
их равенства.

Материалы. Каждый ребенок получает рисунок с рядом фигур, фломастеры или карандаши.
Задание. Одинаковые фигуры надо закрасить одним цветом. Цвет выбирается самостоятельно. Сколько групп одинаковых
фигур ребенок найдет, столько цветов использует.
Оценка задания.
1-й уровень — классификация выполнена правильно; выделены три группы разных фигур (3 равнобедренных треугольника, 4
равносторонних и 3 прямоугольных).
2-й уровень — одна ошибка (не различение одинаковых фигур в прямом и повернутом положении; или не различение
одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);
3-й уровень — две ошибки (не различение одинаковых фигур в прямом и повернутом положении и не различение фигур в
прямом и зеркальном положений);
4-й уровень — три ошибки (не различение одинаковых фигур в прямом и повернутом положении, в прямом и зеркальном
положении, а также не различение разных фигур); бессмысленное, хаотическое раскрашивание фигур.
Результаты экспресс-диагностики познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических
представлений детей старшего дошкольного возраста старшей группы детского сада.

52

Литература.
1.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для
студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
2.Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие/Сост. З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Р.Л.Непомнящая,
А.М.Вербенец – СПб: Детство-Прес, 2000.- 94 с.
3.Михайлова З.А., Носова Е.А и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс»,
2008. – 384 с., илл.
4.http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_08e.shtml

53

Мониторинг детской деятельности по окружающему миру (дополнительное образование)
Критерии:
Высокий уровень знаний, если ребенок отвечает четко, полными предложениями, правильно на заданный вопрос, если ребенок имеет
точное представление об окружающем мире, умеет обобщать, объяснять свои ответы.
Средний уровень знаний, если ребенок отвечает четко, но не полными предложениями на заданный вопрос, допускает ошибки в
ответах на вопросы.
Низкий уровень знаний, если ребенок отвечает не правильно на заданный вопрос
1 блок вопросов
Родной край
2 блок вопросов. Животный мир
3 блок вопросов. Растения
4 блок Неживая природа
5 блок Отношение к миру природы
6 блок вопросов. Предметный мир.
7 блок ПДД
В 2020-2021 учебном году окружающий мир (по программе дополнительного образования) проходил по четвергам. Занятия велись в двух
возрастных группах 5-6 лет и 6-7 лет.
В конце года был проведен мониторинг детской деятельности (инструментарий прилагается).
По итогам мониторинга 85 % детей показали высокий уровень усвоения программы.
15 % детей показали средний уровень усвоения программы.
Таким образом дополнительная программа по ознакомлению с окружающим миром доказала свою эффективность и помогла детям освоить
материал на высоком уровне.

54

Уровень развития

Коэффициент

Общее количество баллов

Ориентирование в
пространстве

Умение понимать смысл слов: утро,
вечер, день, ночь

Умение различать правую и левую
руки

Форма

Умение понимать смысл
обозначений:вверху-внизу, впередисзади, слева-справа, на, под-над,
верхняя-нижняя полоска

Величина

Умение различать круг, квадрат,
треугольник, предметы, имеющие
углы и круглую форму

Количество и счёт

Умение сравнивать предметы по
заданному признаку величины
(длине, ширине, высоте, величине в
целом)

Умение определять количественное
соотношение двух групп предметов
(приём наложения, приложения
предметов)

Умение находить в окружающей
обстановке один и много
одинаковых предметов

Умение составлять группы из
однородных предметов и выделять
один предмет из группы

Умение группировать предметы по
цвету, размеру, форме.

Мониторинг детской деятельности по ФЭМП (дополнительное образование)
5-6 лет
Ориенти
рование
во
времени

55

Моделировать, составлять
композиции из геометрич. фигур

Величина

Распознавать фигуры не зависимо от
их пространственногополдожения

Классифицировать, группировать
фигуры по цвету, форме, размеру

Сравнивать вес предметов путем
взвешивания

Количество и счёт

Делить предмет на 2-8 равн. частей
используя условную меру
Умение измерять объем жидких и
сыпучих веществ с помощью
условной меры

Считать по заданной мере

Умение составлять и решать
простые арифметические задачи

Монеты достоинством 1,5, 10 коп.;
1,2,5, 10 руб.

Обозначений частей целого

Отношение между числами
натурального ряда (7 больше 6 на1,
а6 меньше 7 на 1)

Счет в пределах 20

Состав числа до 10

Сформированность формирования
множества по заданным основаниям

6-7 лет

Форма

56

Уровень развития

Коэффициент

Общее количество баллов

Умение пользоваться в речи
понятиями: сначало,потом, до,
после, раньше, позже, в одно и тоже
время
Умение определять время по часам с
точностью до одного часа

Умение читать простейшую
графическую
информацию.ориентироваться на
условные обозначения
Время: его текучесть,
периодичность, необратимость

Умение пользоваться планом,
схемой, маршрутом, картой

Умение ориентироваться на
ограниченной территории

Умение понимать смысл
обозначений:вверху-внизу, впередисзади, слева-справа, на, под-над,
верхняя-нижняя полоска
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во
времени

В соответствии с планом работы, программой дополнительного образования занятия проходили каждый вторник с октября по май.Занятия
велись в двух возрастных группах 5-6 лет и 6-7 лет.В конце года был проведен мониторинг детской деятельности (инструментарий
прилагается).
По итогам мониторинга 79 % детей показали высокий уровень освоения программы.11 % детей освоили программный материал на
среднем уровне.

57


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».