Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 55 «Пчёлка» города Калуги Принято на педагогическом совете № 1 от 27.08.2020г. Утверждено приказом МБДОУ № 55 «Пчёлка» г.Калуги № 293/01-05 от 01.09.2020г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 55 «ПЧЁЛКА» ГОРОДА КАЛУГИ Калуга, 2020г. 1. Общие положения 1.1 Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 55 «Пчёлка» города Калуги (далее - ДОУ), в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого - медико - педагогической комиссии» (12 ноября 2013 года), Письма Министерства образования и науки РФ от 26.06.2014 г. № МОН-П-2653 «Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, распоряжения Министерства Просвещения РФ от 09.09.2019г. «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» № Р-93, Уставом дошкольного учреждения. 1.2. Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ), осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий воспитания, обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения. 1.3. Задачами ППк являются: 1.3.1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; 1.3.2. разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников; 1.3.3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; 1.3.4. контроль за выполнением рекомендаций ППк. 2. Организация деятельности ППк 2.1. ППк создается на базе образовательного учреждения приказом заведующего ДОУ. Для организации деятельности ППк в ДОУ оформляются: приказ заведующего ДОУ о создании ППк с утверждением состава ППк; положение о ППк, утвержденное заведующего ДОУ. 2.2. В ППк ведется документация согласно (приложению 1). Порядок хранения документов ППк определен в п. 6 настоящего положения. 2.3. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на заведующего ДОУ. 2.4. Состав ППк: председатель ППк - старший воспитатель ДОУ, педагог-психолог, учительлогопед, воспитатель, секретарь ППк (определенный из числа членов ППк). 2.5. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности. 2.6. Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение 2). Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 2.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении (приложение 3). Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного воспитанника. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) воспитанника с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Коллегиальное заключение Ш1к доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом 1 сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 2.8. При направлении воспитанника на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ТПМПК) <1> )оформляется Представление ППк на воспитанника (приложение 4). Представление ППк на воспитанника для предоставления на ТПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. 3. Режим деятельности ППк 3.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом ДОУ на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в графике проведения заседаний. 3.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые. 3.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников. 3.4. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового воспитанника нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития воспитанника; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанника, педагогических и руководящих работников ДОУ; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. 3.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации воспитанника. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника. 3.6. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно. 3.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется учреждением самостоятельно. 4. Проведение обследования 4.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого воспитанника. 4.2. Обследование воспитанника специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с письменного согласия родителей (законных представителей) (приложение 5). <1>Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082"Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии". 4.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк. организует подготовку и проведение заседания ППк. 4.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций воспитаннику назначается ведущий специалист: воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет воспитанника на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости). 4.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. 2 На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. 4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк. степени социализации и адаптации воспитанника. 5. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников 5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют. дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе: разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; и другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ. 5.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия обучения. воспитания и развития. требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану. учебному расписанию. в том числе: организация дополнительной двигательной нагрузки в течение дня / снижение двигательной нагрузки; другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ. 5.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника. испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ. развитии и социальной адаптации <2> могут включать в том числе: проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с воспитанниками; разработку индивидуального учебного плана воспитанника; адаптацию учебных и контрольноизмерительных материалов; профилактику асоциального (девиантного) поведения воспитанника; другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ. 5.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей). 6. Делопроизводство ППк: 6.1. Ответственность за ведение документации возлагается на секретаря ППк. 6.2. Ответственность за хранение документации возлагается на председателя ППк. 6.3. Вся документация оформляется в папки. и хранится в кабинете специалистов. <2> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". статья 42. 3 Приложение № 1 к Положению о психологопедагогическом консилиуме МБДОУ № 55 «Пчёлка» г. Калуги Документация ППк 1.1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк (копия); 1.2. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год; График проведения плановых заседаний ППк на учебный год № 1.3. Дата проведения № группы Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ППк Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ППк № п/п Дата рождения Дата Ф.И.О. ребенка (число, месяц, год) Проблема Заключение специалиста / коллегиальное заключение Рекомендации ППк 4 1.4 Папка развития воспитанника Примерное содержание папки развития воспитанника Фамилия, имя ребенка ______________________________________________________________________ Возраст: ___________________________________________________________________________________ Группа ____________________________________________________________________________________ Основные блоки 1. Документация: - педагогическое представление; - представление педагога-психолога; - представление учителя-логопеда; - протокол ТПМПК (при наличии); - коллегиальное заключение ПМПк; - карта коррекционной работы. 2. Накопительные материалы специалистов ПМПк, по результатам коррекционно-развивающих занятий с ребенком: - рисунки (работы) ребенка; - результаты выполнения индивидуальных коррекционных заданий; - речевые карты. 5 1.5 Журнал регистрации направлений на ТПМПК 1.6 Журнал записи детей на ППк; Журнал записи детей на ППк № п/п Дата Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) Инициатор обращения Повод обращения 6 1.7 Направление на ТПМПК; РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД КАЛУГА» ГОРОДСКАЯ УПРАВА ГОРОДА КАЛУГИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 55 «Пчёлка» города Калуги МБДОУ № 55 «Пчёлка» г. Калуги 248016, г. Калуга, ул. В. Андриановой, д. 86 Тел. (4842)55-72-19 Факс (4842) 55-72-19 E-mail: dou_55@adm.kaluga.ru _____________ № ___________________ На № от Направление на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию Образовательная организация _________________________________________________ (полное название организации (МБДОУ), которую посещает ребенок) Направляет __________________________________________________________________ (Ф.И.О. ребенка) Дата рождения «» Адрес проживания ___________________________________________________________ Цель направления в ТПМПК _________________________________________________ (указываются конкретные показания к направлению ребенка на ТПМПК) Родитель (законный представитель) ознакомлен:/ (подпись) (расшифровка подписи) Руководитель образовательной организации: / (подпись) (расшифровка подписи) М.П. 7 Приложение № 2 к Положению о психологопедагогическом консилиуме МБДОУ № 55 «Пчёлка» г. Калуги Протокол заседания психолого-педагогического консилиума наименование ОО от "__"20__ г. N Присутствовали: И.О.Фамилия (должность в ОО, роль в ППк), И.О.Фамилия(мать/отец ФИО воспитанника). Повестка дня: 1. ... 2. ... Ход заседания ППк: 1. ... 2. ... Решение ППк: 1. ... 2. ... Приложения (характеристики, представления на воспитанника, результаты продуктивной деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных и проверочных работ и другие необходимые материалы): 2. ... 1. ... 8 Председатель ППк И.О.Фамилия Члены ППк: И.О.Фамилия И.О.Фамилия Другие присутствующие на заседании: И.О.Фамилия И.О.Фамилия 9 Приложение № 3 к Положению о психологопедагогическом консилиуме МБДОУ № 55 «Пчёлка» г. Калуги № Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума МБДОУ № 55 «Пчелка» г. Калуги от 20 __________________ г. Фамилия, имя ребенка Дата рождения Группа ____________________________________ Приложение (отметить наличие): 1. Педагогическое представление 2. Представление педагога-психолога 3. Представление логопеда 4. Медицинское представление 5. Другие документы, представленные на консилиум Заключение ______________________________________________________________________ Рекомендации Воспитателю: ___________________________________________________________________ Педагогу-психологу: ________________________________________________________________ Логопеду: _________________________________________________________________________ 10 Родителям: _______________________________________________________________________ Администрации: __________________________________________________________________ Председатель Психолого-медико-педагогического консилиума: () (подпись) (расшифровка подписи) Члены ПМПк: () должность (подпись) (расшифровка подписи) () (расшифровка подписи) () (подпись) (расшифровка подписи) Дата заполнения « »20 г. 11 Приложение № 4 к Положению о психологопедагогическом консилиуме МБДОУ № 55 «Пчёлка» г. Калуги 4.1 Педагогическое представление для психолого-педагогического консилиума МБДОУ № 55 «Пчелка» г. Калуги Представление психолого-педагогического консилиума на обучающегося для предоставления на ПМПК Иванова Ивана Ивановича 05.07.2016 г.р. Общие сведения: Дата поступления в образовательную организацию: 27.09. 2017 год. Адаптация проходила в пределах нормы. Программа обучения: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией А.А. Комаровой, Васильевой. Форма организации образования: группа общеразвивающей направленности; воспитанник старшей группы. Факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка: ранее ребенок никакие образовательные учреждения не посещал. Состав семьи: Трудности, переживаемые в семье: Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации: 1. На момент поступления в образовательное учреждение, познавательное развитие ребенка .... 12 2. Причинно-следственные связи.. Ориентировке в пространстве и времени.. Решение простых логических заданий и упражнений . Внимание.. Уровень развития мелкой моторики - . Ведущая рука - .. Игровая деятельность ....... Координация движений .... Речь ...... Пассивный и активный словари . 3. Познавательное развитие .. Темп работы. Навыки самообслуживания .... Речевое заключение. Звукопроизношение:[с] - [х]; [c] - [х]; [c] - [х]; [c] - [х]; [c] - [х]; [c] - [х]; [c] - [х]; [c] [х]. Слоговая структура речи . Грамматический строй.. Фонематические процессы.. Взаимоотношения с окружающими. 4. Динамика развития.. Отношение семьи к трудностям ребенка.. Общий вывод: ..... Дата заполнения ________________ Подпись воспитателя Подпись учителя-логопеда Подпись педагога-психолога 13 4.2 Представление педагога-психолога для психолого-педагогического консилиума ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА Фамилия, имя ребенка ______________________________________________________________ Дошкольное учреждение группа Число, месяц, год рождения _________________________________________________________ Особенности развития игровой деятельности Уровень развития познавательных процессов: - внимание _ _____________________________________________________________________ - память _________________________________________________________________________ - мышление ______________________________________________________________________ - речь ___________________________________________________________________________ Особенности развития эмоциональной сферы Моторное функционирование ______________________________________________________ Взаимоотношения с детьми в группе ________________________________________________ (социально-психологический статус) Особенности поведения ___________________________________________________________ Особенности характера (ярко выраженные черты характера) ____________________________ Особенности жизни ребенка в семье ________________________________________________ Заключение ______________________________________________________________________ Рекомендации ____________________________________________________________________ Дата обследования Подпись специалиста 14 4.3 Логопедическое представление для психолого-педагогического консилиума ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ для ППк Фамилия, имя ребенка ______________________________________________________________ Дата рождения Группа Краткий анамнез раннего речевого развития ___________________________________________ Речевая среда и социальные условия __________________________________________________ Общая и мелкая моторика ___________________________________________________________ Артикуляционный аппарат __________________________________________________________ Устная речь: Общее звучание речи _______________________________________________________________ Понимание речи ___________________________________________________________________ Активный словарь _________________________________________________________________ Грамматический строй речи _________________________________________________________ Слоговая структура речи ____________________________________________________________ Звукопроизношение ________________________________________________________________ Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез Связная речь ______________________________________________________________________ Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием) Заключение:_______________________________________________________________________ Рекомендации:_____________________________________________________________________ Дата обследования Подпись специалиста 15 5.1 Заявление на обследование воспитанника Председателю ППк МБДОУ № 55 «Пчёлка» г. Калуги от __________________________________ воспитателя, учителя-логопеда, родителя группы№ заявление. Прошу обследовать ребёнка ______________________________________________ (фамилия, имя отчество) «» года рождения в связи с проблемами в обучении, поведении, развитии познавательной деятельности, развитии речи (нужное подчеркнуть) «___»20 _______________________ года 5.1. (подпись) (другие причины) 16 5.2 Заявление на отказ в сопровождении воспитанника специалистами ППк В психолого-педагогический консилиум муниципального дошкольного образовательного учреждения № 55 «Пчелка» города Калуги Ф.И.О. родителя (законного представителя) ребёнка ( № группы) заявление. Я, __________________________________________________________________ (указать фамилию, имя, отчество, характер родственных отношений) (в соответствии с паспортными данными) воспитанника__________________________________________________________________ (указать фамилию, имя, отчество, дату рождения ) проживающие по адресу ________________________________________________________ ( адрес регистрации ребенка и родителей (законных представителей) отказываюсь от изменений условий получения образования (изменение образовательного маршрута) и сопровождения специалистами ППк воспитанника группы № (№ группы) (фамилия, имя, отчество, дата рождения воспитанника) Дата: ___________________ Подпись: // 17 5.3 Согласие родителей (законных представителей) воспитанника на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк Согласие родителей (законных представителей) воспитанника на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк Я, ________________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося (номер, серия паспорта, когда и кем выдан) являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть) (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования. _ 20__ г./ (подпись) (расшифровка подписи) 18 5.4 Договор между дошкольным учреждением (в лице руководителя) и родителями (законными представителями) ребенка о его психолого-педагогическом обследовании и сопровождении Договор между дошкольным учреждением (в лице руководителя) и родителями (законными представителями) ребенка о его психолого-педагогическом обследовании и сопровождении Руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 55 «Пчёлка» города Калуги Бурлакова Татьяна Юрьевна информирует родителей (законных представителей) ребенка об условиях его психолого-педагогического обследования и сопровождения специалистами ППк. Родители (законные представители) ребенка ___________________________________________ (указать Ф.И.О. родителей (законных представителей) ________________________________________________________________________________________________ характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными, домашний адрес и телефон ________________________________________________________________________________________________ Выражают согласие или несогласие (нужное подчеркнуть) на психолого-медико педагогическое обследование и сопровождение ребенка в рамках профессиональной компетентности и этики специалистов ППк (консилиума). Дата: «___»___________20___ г. Заведующий МБДОУ № 55 «Пчёлка» ______________________ (подпись) М.П. Родители (законные представители) ребенка _________________ (подпись)