Формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста»

20.09.2023

Формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста»

 

            Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

            У ребенка формирование речи протекает под влиянием речи взрослого и зависит от степени речевой практики, окружения ребенка и от воспитания и обучения. Речь ребенка формируется в процессе его умственного и физического развития, она не является врожденной способностью и выступает критерием его общего развития.

            В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов, ребенок учится говорить предложениями и осваивает многие сложные грамматические структуры. Таким образом, развитие речи является центральной задачей воспитания детей. В основе системы речевой работы должен лежать комплексный подход, направленный на решение задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе – развитие речи.

            Деятельность, направленная на формирование выразительности речи должна проходить через всю жизнь ребенка в дошкольной организации, должна быть включена в режимные моменты, в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность. Для организации такой работы, нужно создавать условия, в которых ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

            Арушанова А.Г. выделяет среди дошкольников несколько групп:

  • дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь, не комплексующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых;
  • дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;
  • дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений закрепляющие их и демонстрирующие их в дальнейшем;
  • дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.

            Отсюда можно выделить основные задачи по формированию интонационной выразительности:

  • формировать представления об интонационной выразительности в импрессивной речи;
  • учить модулировать голос по высоте, силе и тембру;
  • учить выражать эмоциональные оттенки речи при помощи голоса;
  • развивать способность к саморегуляции, умению выполнять деятельность в соответствии с инструкцией;
  • развивать способности понимать свои эмоции и чувства и передавать их с помощью мимических и интонационных средств.

            Для решения задач развития выразительности речи в детском саду используются следующие виды работы:

  • Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая).
  • Упражнения для эмоционального развития детей.
  • Логоритмические упражнения.
  • Упражнения на развитие выразительности, мимики, жестов, пантомимы.
  • Речевые игры.
  • Игры – драматизации.
  • Инсценировки.

            Привычку использовать выразительность речи в повседневной жизни можно сформировать только при помощи привлечения ребенка с самого детства к выступлениям перед публикой. В этом огромную помощь мне оказывают театрализованные занятия.

            Содержание театрализованных занятий в себя включает:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры–драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • логоритмические упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • упражнения по социально–эмоциональному развитию детей.

Выразительность речи является важной стороной развития связной речи. Выразительность – это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.

Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и эмоциональную природу. С другой - использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему обьективно передать содержание высказывания и отношение к предмету речи и собеседнику. Чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется личность говорящего.

Особенности выразительности речи тесно связаны с проявлением индивидуальности человека, они помогают понять уровень его личностной и речевой культуры.Хочу такой сайт

Исследователи трактуют понятие «выразительность» как интегративную особенность речи, сложную систему, состоящую из нескольких интегрированных компонентов, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.

К вербальным средставам выразительности относятся:

1) звуковая выразительность, подразумевающая:

- четкую артикуляцию звуков;

- звукопись (повторение звука в словах или нескольких предложениях);

- интонацию как основное выразительное средство звучащей речи, включающую в себя темп и ритм речи, тембр и мелодику голоса, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы и выполняющую многообразные функции;

2) лексика, обладающая большими возможностями для придания речи эмоциональности, образности, стилистической оправленности, среди которых:

- эмоционально-экспрессивные возможности, проявляющиеся в использовании синонимии, антитезисы, фразеологизмов;

- изобразительно-выразительные возможности, представляемые всеми видами тропов (сравнение, метафора, гипербола, эпитет и др.)

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.11.2023

Дата обновления: 24.11.2023

Дата публикации: 20.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».