20.09.2023
Формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
У ребенка формирование речи протекает под влиянием речи взрослого и зависит от степени речевой практики, окружения ребенка и от воспитания и обучения. Речь ребенка формируется в процессе его умственного и физического развития, она не является врожденной способностью и выступает критерием его общего развития.
В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов, ребенок учится говорить предложениями и осваивает многие сложные грамматические структуры. Таким образом, развитие речи является центральной задачей воспитания детей. В основе системы речевой работы должен лежать комплексный подход, направленный на решение задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе – развитие речи.
Деятельность, направленная на формирование выразительности речи должна проходить через всю жизнь ребенка в дошкольной организации, должна быть включена в режимные моменты, в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность. Для организации такой работы, нужно создавать условия, в которых ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Арушанова А.Г. выделяет среди дошкольников несколько групп:
- дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь, не комплексующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых;
- дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;
- дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений закрепляющие их и демонстрирующие их в дальнейшем;
- дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.
Отсюда можно выделить основные задачи по формированию интонационной выразительности:
- формировать представления об интонационной выразительности в импрессивной речи;
- учить модулировать голос по высоте, силе и тембру;
- учить выражать эмоциональные оттенки речи при помощи голоса;
- развивать способность к саморегуляции, умению выполнять деятельность в соответствии с инструкцией;
- развивать способности понимать свои эмоции и чувства и передавать их с помощью мимических и интонационных средств.
Для решения задач развития выразительности речи в детском саду используются следующие виды работы:
- Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая).
- Упражнения для эмоционального развития детей.
- Логоритмические упражнения.
- Упражнения на развитие выразительности, мимики, жестов, пантомимы.
- Речевые игры.
- Игры – драматизации.
- Инсценировки.
Привычку использовать выразительность речи в повседневной жизни можно сформировать только при помощи привлечения ребенка с самого детства к выступлениям перед публикой. В этом огромную помощь мне оказывают театрализованные занятия.
Содержание театрализованных занятий в себя включает:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры–драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- логоритмические упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально–эмоциональному развитию детей.
Выразительность речи является важной стороной развития связной речи. Выразительность – это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.
Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и эмоциональную природу. С другой - использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему обьективно передать содержание высказывания и отношение к предмету речи и собеседнику. Чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется личность говорящего.
Особенности выразительности речи тесно связаны с проявлением индивидуальности человека, они помогают понять уровень его личностной и речевой культуры.
Исследователи трактуют понятие «выразительность» как интегративную особенность речи, сложную систему, состоящую из нескольких интегрированных компонентов, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.
К вербальным средставам выразительности относятся:
1) звуковая выразительность, подразумевающая:
- четкую артикуляцию звуков;
- звукопись (повторение звука в словах или нескольких предложениях);
- интонацию как основное выразительное средство звучащей речи, включающую в себя темп и ритм речи, тембр и мелодику голоса, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы и выполняющую многообразные функции;
2) лексика, обладающая большими возможностями для придания речи эмоциональности, образности, стилистической оправленности, среди которых:
- эмоционально-экспрессивные возможности, проявляющиеся в использовании синонимии, антитезисы, фразеологизмов;
- изобразительно-выразительные возможности, представляемые всеми видами тропов (сравнение, метафора, гипербола, эпитет и др.)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.11.2023
Дата обновления: 24.11.2023
Дата публикации: 20.09.2023