Развитие речевого слуха

15.11.2022

Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. 

Хочу такой сайтРазвитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях.

Речевой слух — понятие широкое. Развитие речевого слуха предполагает:

  1. развитие фонематического слуха — умения дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка и различать смысл слов, близких по звучанию (уточка — удочка, дом — дым).
  2. развитие слухового внимания – умения определять на слух то или иное звучание и направление звука.
  3. развитие звуковысотного слуха — способности слышать отличаются звуки по высоте или нет.
  4. развитие темпа и ритма речи, основанных на способности правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.

Одним из эффективных средств развития всех компонентов речевого слуха являются, как известно, дидактические игры.

Дидактические игры можно использовать как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Оформляю дидактические игры в формате презентации. Игры использую по принципу усложнения игровых и учебных заданий.

Игры для развития фонематического слуха

Младший дошкольный возраст

  • «Кто так говорит?» — овладение умением отличать животных по голосам и подражать им.
  • Игры-загадки (например, «Доскажи словечко»).
  • «Назови слоги» — овладение умением выделять и называть слоги в слове.
  • «Как услышишь, хлопни» — овладение умением выделять среди других заданный звук.
  • «Какой звук первый?» — овладение умением выделять первый звук в слове (гласный и согласный).
  • «Песни леса» — учить выделять гласные А, О, У из ряда гласных звуков.
  • «Повторялки» — учить дифференцировать прямые и обратные слоги.
  • «Звук убежал» — учить правильно договаривать слово и назвать звук, который «убежал» (мо... (х), ро... (г), ко.. (т) и т.д.).
  • «Слог убежал» — учить правильно договаривать слово и назвать слог, который «убежал».

Старший дошкольный возраст

  • Лото «Определи первый звук в слове» — упражнять детей в выделении первого звука в слове.
  • «Сколько звуков» — взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
  • «Цепочка слов» — упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
  • «Найди место звука в слове» — упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).
  • «Подбери слово к схеме» — упражнять детей в нахождении места звуков в слове (в начале, середине или конце).
  • «Кто в домике живет?» — упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
  • «Составь пирамиду» — упражнять детей в делении слов на односложные, двухсложные, трехсложные (старшая группа) и четырехсложные (подготовительная группа) слова.
  • «Поезд» — учить определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах.
  • «Живые звуки, слоги» — учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

Для закрепления полученных навыков, использую игровые упражнения-задания (перепрыгнуть через скакалку / отбить мяч от пола / прыгнуть на двух ногах столько раз, сколько звуков в названном слове; найти и опустить в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук — у (кукла, Буратино); найти вокруг предмет, название которого начинается со звука м).

«Чуткие ушки»«Сигнальщики» — выполнение действия (хлопнуть в ладоши, поднять руку, поднять картинку, если услышишь заданный звук в ряду звуков или в слове. Например, хлопнуть, если услышишь звук «А», воспитатель произносит: У, А, И, О, А и т. д.

«Добавь звук»«Отними звук» — образование нового слова путём добавления или удаления одного звука. Например, добавь звук –К– к слову «вол» = «волк», убери первый звук из слова «косы» = «осы» и т. д.

«Превращения» — аналогично предыдущему, только задание – замена звука так, чтобы получилось новое слово (мУшка – мОшка, МАшка, мИшка, мЫшка).

Обращаю внимание на работу с предложением — составить предложение, правильно расставить разрозненные слова в одну законченную фразу «Живые слова»), договаривать слова к знакомым стихотворным строкам и т. д.

Игры для развития слухового внимания

Младший дошкольный возраст

  • «Угадай, кто кричит?»«Кто позвал?»,
  • «Кто внимательный» — выполнение сложной речевой инструкции, произнесённой шёпотом на расстоянии 3 — 4 м от ребёнка (Саша, возьми книжку; Коля возьми куклу и посади в машину и т. д.).
  • «Повтори за мной»«Где колокольчик (погремушка)«Чей голос?» (птицы и животные).

Старший дошкольный возраст

  • «Телефон»«Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом), стихи, небылицы.
  • «Найди игрушку» — ребёнок отыскивает спрятанную игрушку, опираясь на звуковые подсказки детей (хлопки: тише — громче),
  • «Что шуршит?» — дети определяют, какой материал издаёт звук — фольга, целлофан, бумага и т.п.;
  • «Музыка пальцев» — нужно услышать, как стучат пальчики на разных поверхностях (деревянной, стеклянной и т.д.), как шагают пальчики – тихо, быстро и т.д.
  • «Эхо» — формировать слуховое внимание, умение различать близкие по звучанию фонемы (повторить сложные слова или скороговорки).
  • «Эхо» — необходимо произнести детям только последний слог в слове.

Использую кратковременные «минуты тишины». Их можно превращать в упражнения «Кто больше услышит?»«О чем говорит комната?». В ходе этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали (капает вода из крана, жужжит беличье колесо и т. д.).

Звуковысотный слух

Игры на развитие звуковысотного слуха относят к категории музыкально-дидактических игр, в этой области работают музыкальные руководители.

Воспитатель может использовать упражнения для развития звуковысотного диапазона:

  • произнеси звук (У), имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
  • произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).
  • начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у» — изобрази эти звуки голосом.
  • вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.

Игры на развитие темпа и ритма речи

Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи.

Младший дошкольный возраст

«Как бегают зверята» — выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка (медведь-, заяц-, мышка-).

«Песенки-ритмы» — например, «Зайчик»«Наша Таня»:

Зайчик ты зайчик, педагог ритмично ударяет в бубен,

Коротенькие ножки. а дети прыгают на двух ногах.

На этих ножках дети вместе с педагогом выставляют

Красные сапожки. вперед ноги поочередно.

«Дождик льет и капает» — различать темп звучания (частое и редкое звучание).

«Упражнения с ладошками» — педагог говорит, что он будет хлопать в ладоши по-разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки. Например:

4 раза по коленям обеими руками (повторить 2 раза).

3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).Хочу такой сайт

2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.

И так далее, можно использовать как физминутку.Хочу такой сайт

«Игры с палочками» — упражнения проводят сидя на полу, можно использовать карандаши. Например:

Стучать палочкой о палочку (то одна, то другая сверху).

Стучать поочередно каждой палочкой по полу (разными длительностями: четвертными и восьмыми).

3 раза по полу, 1 раз палочкой о палочку.

Сначала упражнения проводят по счет педагога, потом – без счета – на внимание.

Старший дошкольный возраст

«Послушай, как стучит сердце» — знакомство с ритмом.

«Покажи нужную карточку» — определение количества хлопков и соотнесение их с записанным ритмическим рисунком.

«Простучи столько раз, сколько точек на карточке» — воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз.

«Простучи, как я скажу» — воспроизведение несложного ритма по словесной инструкции.

- Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

Как медленно вертится колесо!

Помогите, человек тонет!

Как долго тянется зима!

Скорей бежим домой!

- Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.

Усядемся на пригорке

Да расскажем скороговорки.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят.

- Игра «Барабанщик». Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:

Пам-пара-памм!

Пам-пара-памм-памм!

Памм! Памм! Памм!

- Игра «Дирижер». Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение

Сидит киска на заборе,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

«Упражнения с ладошками» — с усложнением игр младшего дошкольного возраста. Например:

2 хлопка в свои ладоши, 1 хлопок – в ладоши партнера.

2 хлопка в ладоши партнера, 1 хлопок – в свои ладоши.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.12.2022

Дата обновления: 07.12.2022

Дата публикации: 15.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».