17.08.2022
Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции. Книга служит могучим,действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащать его мир, делать его интересным и полным необычных открытий.По словам В.А.Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое влияние на ребенка со стороны окружающих и взрослых.
Поэтому задача педагогов ДОУ, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.
Формы и методы приобщения детей к художественной литературе.
1.Выразительное чтение вслух.
2. Использование иллюстративного комментария.
3.Иллюстрирование художественных произведений.
4. Кукольные драматизации.
5.Сюжетно ролевые игры по сюжетам литературных произведений.
6.Совместные праздники и развлечения.
Пересказ текста подразумевает передачу детьми основного содержания рассказа или сказки,заучивание поэтического произведения наизусть, точное его выразительное его воспроизведение.
Пересказ – форма работы, интегрирующая задачи ознакомления с художественной литературой и речевого развития.
Заучивание наизусть – важнейший вид работы,способствующий развитию речи, памяти, мышления, воображения.
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Окружение ребёнка предметами национального характера помогут детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям.
Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
Работа не будет столь плодотворной, если не помощь родителей.
Родители станут активными участниками педагогического процесса: будут принимать участие в проведении русских народных праздниках, в украшении зала к русским народным праздникам: «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица».
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности.
В рамках работы по этому направлению проводится непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, знакомство с народным костюмом и декоративно-прикладным искусством, русскими народными сказками, потешками, пословицами, поговорками.
В мире вещей отразилась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи (гжель, жостовская роспись, городецкая роспись и хохлома) на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке, резьбе по дереву; причудливые деревянные и глиняные игрушки.
Работа по данному направлению является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.12.2022
Дата обновления: 07.12.2022
Дата публикации: 17.08.2022